Главная

О сайте

Искажения

Движение

Цвет

Двойственость

Невозможное

Рисунки на асфальте

Статьи

Авторы

Авторские права

Обратная связь

Реклама на сайте


Объяснение некоторых иллюзий

Сюрпризы штриховки

Процесс преломления света роговицей и хрусталиком тоже подбрасывает нам немало сюрпризов. К счастью, диагноз "астигматизм" и очки со специальными линзами мало кому достаются, но вряд ли найдется человек с роговицей и хрусталиком идеально сферической формы. Редко кто одинаково четко видит вертикальные и горизонтальные линии. От этого штриховка в разных направлениях кажется неодинаково яркой. Проявления астигматизма усиливаются, если в рисунке преобладают не наклонные, а горизонтальные и вертикальные линии -поверните страницу на 45 градусов. (Кстати, чтобы горизонтальная линия казалась равной по величине вертикальной, она должна быть более чем на 30% длиннее.)

Со штриховкой связана иллюзия Цольнера -одна из самых загадочных при абсолютной внешней простоте. В 1860 году И.Х. Погген-дорф, редактор физико-химического журнала, получил статью астронома Ф. Цольнера, в которой автор описал иллюзию, случайно подмеченную им в рисунке ткани. Длинные параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися. (Проверьте на рисунке "Три в квадрате".) А внимательный редактор обратил внимание на другую особенность присланного рисунка. Кажется, что части наклонной линии до и после пересечения смещены относительно друг друга. (Попробуйте начертить фломастером линию на штриховке внизу этой страницы.) При множестве гипотез убедительного объяснения этим иллюзиям пока нет. По одной из версий, места пересечений оказываются в "поле зрения" нескольких гангли-озных клеток, одни сигнализируют мозгу: "горизонтальная", соседние перебивают их: "диагональная". Из-за наложений сигналов, возможно, и возникают подобные иллюзии.


Реджинальд Нил. "Три в квадрате". На самом деле 5 в квадрате... На картину художника Нала психолог Китаока наложил идеальные квадраты. Не верите, что квадраты?

Фон и фигура

Мы не можем одновременно анализировать все видимое вокруг, а потому ежесекундно "расчленяем" мир на объекты-фигуры, которые важны, и фон, который не важен. Поток света от фигуры попадает на центральную часть сетчатки, где расположены ганг-лиозные клетки с маленьким "полем зрения", дающие максимально точную информацию при суммировании сигналов от зрительных рецепторов. Поэтому фигуру мы видим во всех ее деталях и подробностях, а фон, проецирующийся на периферию сетчатки (где к каждой ганглиозной клетке идут сигналы от гораздо большего числа рецепторов), представляется менее четким. Этим, кстати, объясняется появление серых точек в решетке Гер-манна только на периферии.

Важный вопрос - на основании каких признаков нечто выделяется из фона в фигуру? Прежде всего, если это нечто четко очерчено. Причем наличие реального контура необязательно. Три точки на листе бумаги мы будем воспринимать как треугольник, мысленно соединив их прямыми.

Выделение фигуры из фона идет на подсознательном уровне. Посмотрите на иллюзию Акиоши Катаока "Ринго". Центральная часть картинки явно выделяется в покосившийся квадрат. Почему? Приглядитесь к тонким линиям на пересечении цветных ячеек. Там, где искажения нет, нарисованы чередующиеся черные и белые крестики (внутри квадрата порядок чередования меняется). А теперь внимательно проследите за контуром "квадрата". Здесь нет ни одного правильного крестика! Сколько времени у вас бы ушло на осознание этого, не будь подсказки? А мозг молниеносно уловил различия, связал все выбивающиеся из общего порядка перекрестия замкнутым контуром и выделил фигуру.

Ощущение объема

Мир вок руг нас трехмерен, а его проекция на сетчатку глаза двумерна. Постоянно сканируя освещенные объекты, глаз отслеживает распределение света и тени по их поверхности. Мозг с невероятной скоростью обрабатывает полученную информацию и воссоздает трехмерную форму. Кажется, что по странице с иллюзией "Волны" и вправду идут волны. Эффект третьего измерения возникает благодаря белой и темно-коричневой окантовке "кофейных зерен", где темное - намек на отбрасываемую зерном тень. Положение "теней" на рисунке меняется, и в основном поэтому нам кажется, будто журнальная страница коробится от перетекающих волн.


Акиоши Китаока. Волны. Кажется, что по поверхности рисунка идут волны. Попробуйте определить, откуда на выложенные на зеленом фоне зерна падает свет. Основанная на игре теней иллюзия усиливается резкими цветовыми контрастами.

В движеньи жизнь

Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Ведущую роль здесь играет периферическое зрение. Попробуйте поднести палец к виску. Вы не будете его видеть. Но стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хотя зрительная система и не сможет распознать, что же там мелькает.


Акиоши Китаока. Ринго. Подвигайте взгляд вперед-назад. Кажется, что центральный ромб отделился от фона и движется относительно него

Важная информация о движении -это изменение освещенности (степени яркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. Поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов.


Акиоша Китаока. Невероятные змеи. Вы можете остановить движение только одним способом: прищурившись, намертво зафиксировать взгляд на точке в центре какого-нибудь круга и не мигать. Помогает не всем. И ненадолго...

Потрясающие иллюзии придумал японский психолог и дизайнер Акиоши Китаока. Когда вы смотрите на его "Невероятных змей", круги начинают медленно вращаться, а узор с ромбами (на плакате) становится пластичным и подвижным. Китаока экспериментально подобрал цвета фрагментов и их последовательность, при которых иллюзия наиболее сильна: "черный - синий, белый - желтый" или "черный - зеленый, белый - красный". Именно к таким комбинациям периферическое зрение максимально чувствительно. Изменение порядка чередования цветтов задает разное направление движения.

Наблюдение за наблюдающим

Все видят по-разному. Хрусталик и роговица имеют разную кривизну, колбочки и палочки по-разному реагируют на свет, у нас разный опыт, и так до бесконечности... Но тех, кто не способен увидеть иллюзии, меньшинство.